Вы здесь
Главная > Театр > Артисты товстоноговской «Ханумы» поздравили «Мастерскую» с премьерой

Артисты товстоноговской «Ханумы» поздравили «Мастерскую» с премьерой

7 сентября в театре «Мастерская», который недавно получил статус государственного, состоялась премьера спектакля «Наш Авлабар» по пьесе Авксентия Цагарели «Ханума».

Сцена из спектакля «Ханума». Реж. Г. Товстоногов

Режиссер – Александр Кладько – известен спектаклями «По ту сторону смысла» по книге Татьяны Петкевич, «Утиная охота» и «Старший сын» А. Вампилова, «Пять вечеров» А. Володина и другими, поставленными на сценах России и зарубежья. Ученик художественного руководителя «Мастерской» Григория Козлова, Кладько несколько лет назад поставил «Наш Авлабар» со студентами Козлова выпуска 2005 года. То, что зрители увидели на днях, — новая редакция спектакля, вошедшая в репертуар «Мастерской».

В театре подсчитали, что 2012 год объединил несколько круглых дат, связанных с «Ханумой». В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти Цагарели — грузинского драматурга, режиссера и актера; 130 лет прошло с даты написания «Ханумы»; и, наконец, 40 лет назад состоялась премьера знаменитого спектакля БДТ.

Конечно, этот спектакль Георгия Товстоногова и прославил пьесу (не скажем за Грузию, но в России точно). Хотя выбор режиссера удивляет. «Старинный водевиль» о проделках свахи – наипаче после Достоевского, Чехова, Горького – кажется изящным пустячком, шуткой Мастера. Легкая комедия с пением, танцами и простодушной интригой, «Ханума» была спектаклем все-таки актерским. Людмила Макарова, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Николай Трофимов, Вадим Медведев, Мария Призван-Соколова… Корифеи БДТ купались в этом незатейливом материале, наверное, как в теплых водах Куры, омывающей берега Тифлиса.

Сцена из спектакля «Наш Авлабар». Реж. А. Кладько

У Товстоногова были прекрасные соавторы: музыку сочинил Гия Канчели, а пространство, в котором разворачивалось действие, оформил художник Иосиф Сумбаташвили. Его сценография была «фантасмагорией в духе Пиросмани». Как часть старинной атмосферы выступали кинто (это в Грузии мужчины, занимающиеся торговлей или без определенного занятия), в «Хануме» — безымянные персонажи, исполнявшие музыкальные номера и участвовавшие в перестановках, отчасти служители просцениума.

Конечно, в разговоре о «Хануме» нельзя не вспомнить самое начало спектакля, излюбленный момент театральных мемуаров. Голос самого Товстоногова, записанный на пленку, воскрешал строки грузинского романтика Орбелиани:

 

Только я глаза закрою — передо мною ты встаешь!

Только я глаза открою — над ресницами плывешь!

О, царица, до могилы я — невольник бедный твой…

 

Для русских артистов это явилось в каком-то смысле испытанием: соответствовать духу грузинской культуры, этому особому поэтическому восприятию мира. Но предложенная Товстоноговым игра в старину, веселая стилизация увлекала, затягивала — и раскрепощала.

Сцена из спектакля «Наш Авлабар». Реж. А. Кладько

Но, пожалуй, самое ценное в той «Хануме» — тот сценический сюжет, что возникал как бы поверх событий пьесы; то отношение, которое прочитывалось к разыгрываемой истории. Театровед Алена Варламова писала: «Актеры словно прислушивались не только к себе и своим партнерам, а к кому-то или чему-то еще, истаивающему на черном фоне увеличенных фресок Пиросмани. К чему-то почти утраченному и потому особенно драгоценному и щемящему. Это было совсем не в жанре пьесы, но странным образом оказывалось необходимым, оттеняло ее эстетику, своим аккомпанементом ярче выявляло ее собственные контуры».

В день премьеры «Нашего Авлабара» поздравить артистов «Мастерской» приехали те, кто был причастен к товстоноговской «Хануме». Почетными зрителями стали: режиссер телеверсии спектакля Юрий Аксенов, режиссер БДТ Людмила Шувалова (и вдова Владислав Стржельчика, игравшего князя Пантиашвили), народный артист России Геннадий Богачев (игравший Котэ), заслуженная артистка России Марина Адашевская (Ануш), актриса Людмила Сапожникова (кинто), помощник худрука БДТ Ирина Шимбаревич. И – самое главное – в театр приехала сама Ханума, народная артистка СССР Людмила Макарова, которой перед началом спектакля зрительный зал устроил овацию. Людмила Иосифовна, сохранившая грациозность и обаяние своей легендарной героини, пожелала молодым артистам успеха, а театру — процветания.

Гости преподнесли «Мастерской» подарок: бутафорскую голову лошади из спектакля Товстоногова. Когда по сюжету Ханума представляла князю Пантиашвили – Стржельчику его потенциальную невесту, девушку вывозил на сцену «экипаж»: его изображали два кинто с лошадиными головами. Ценный предмет из фондов БДТ теперь будет храниться в театре «Мастерская».

Подобные «встречи поколений» важны для обеих сторон. Старшему поколению они передают энергию молодых восхищенных артистов, да и самих молодых такие встречи вполне способны окрылить. Ведь для тех, чей театральный путь только начинается, это так приятно: ощутить пусть даже скромную причастность к большой театральной истории.

Текст: Евгений Авраменко

Фото: из архива БДТ им. Товстоногова, Дарья Пичугина

comments powered by HyperComments