You are here
Home > Кино > «ДДТ» — шоу продолжается

«ДДТ» — шоу продолжается

Юрий Шевчук и группа «ДДТ»: «Небо под сердцем»/2012/Режиссер Виктория Каськова/Россия.

[youtube]Kecp2sZBoQo[/youtube]

Группа «ДДТ» выступила в несколько архаичном жанре фильма-концерта. Его пионерское начало заключается в том, что доселе фильмы-концерты для широкого кинопроката в нашей стране не снимали. Основой послужила концертная программа «Иначе», с которой лидер «ДДТ» Юрий Шевчук «выстрелил» в прошлом году после шестилетнего молчания и активного вмешательства в политическую и общественную жизнь.

Как концертный тур «Иначе» имел солидный успех в 30 городах России. Как кинопроизведение «Небо под сердцем» особой оригинальностью похвастать не может. Наверное, в этом жанре трудно выдумать что-то из ряда вон выходящее: концерт как таковой, вперемешку с кадрами из жизни музыкантов. В данном случае — из жизни музыкантов, в процессе подготовки концертной программы. Творческие, так сказать, моменты. С первых же кадров фильма мозг и слух выносит объемный 5.1. звук, какого наши кинотеатры прежде не знали.

Мастерили его на легендарной лондонской студии Metropolis Group. Шумы и шорохи, гул толпы, рев зрительного зала и собственно музыка в данном объеме создают необходимое ощущение присутствия там, где творится действо. Вероятно, формат называется 2D. Вот и все новшества. Все прочее — это желание автора (режиссер Виктория Каськова) сфокусироваться на одном человеке, на его сегодняшнем видении мира, на его попытках вырваться из тисков привычного и остаться самим собой.

[youtube]iGzkcUyBX4c[/youtube]

При любом отношении к творчеству группы «ДДТ» невозможно не согласиться с тем, что Юрий Юлианович Шевчук — явление на просторах российского шоу-бизнеса неординарное. Того факта, что его группа сохранила свое существование и востребованность доныне и не ушла вместе с веком, как исчезли иные рок-кумиры, воспевавшие романтику перестройки, кокаина и абы еще чего — уже довольно.

Говорят, что «забронзовел», и, коли не стал гуру, как БГ, так стал Батькой. Если от «Неба под сердцем» и будет ощутимая польза, то она именно в том, что в нескольких небольших и самых удачных эпизодах можно увидеть, как «батька» трогательно и по-детски смущается своего пения, сомневается, нервничает, потеет, ищет и не знает, найдет ли. Неуверенность и неуспокоенность неотъемлемы от настоящего художника. И никакой бронзы, просто Юрий Юлианович, как он есть — слегка уставший, немного пофигист, немалый трудяга, трепетный лирик. Поэт и гражданин. Две последние ипостаси представлены в фильме-концерте во всю ширь. Песни, похожие на речитативы, в которых Шевчук выражает свою гражданскую позицию превалируют и мелодически уже слишком узнаваемы, если не сказать, что все поются на один мотив.

Русский рок всегда отдавал первенство тексту и посему, прекрасные стихи, которые прозвучали на концерте и в фильме без музыки, заставили зал молчать и слушать, а не реветь в такт. Шевчук умеет быть поэтом весьма убедительным, а, может быть, и лирично-сентиментальным. Его лирическое «я» по-русски задушевно и по-рокерски нетривиально. Сочетание этих двух поэтических сущностей лидера «ДДТ» очень гармонизировало структуру «Неба под сердцем».

Структура, выстроенная режиссером, крайне проста и представляет из себя вышеупомянутое перемежение концертных кадров и документалистики. Черно-белые съемки рабочих моментов стилистически нарочито приближены к «home video»  — легкая дымка, придающая кадрам винтажность, интимное приближение лиц и голосов, почти полное отсутствие грамотно выставленного света, отчего лики героев покрываются жутковатой теневой мозаикой.

Сценические съемки, очевидно, не стремились к передаче грандиозности шоу«Иначе». Камера постоянно ищет сближения с лицами и глазами исполнителей и зрителей, проникая в самое нутро работы артистов и зрительского восприятия. Адское напряжение и великий труд со сцены перетекают в зал и получают такую же адскую отдачу. Эффект усиливается стараниями видеохуджников: отличное артхаусное видео на гигантском 60-метровом экране нависает над залом и по-своему управляет его эмоциями. Огромные кадры то подавляют, то радуют глаз, то настраивают на бесконечную романтику.

Когда экран буквально запускает артистов в небо, становится понятно, что фильм «Небо под сердцем» — это не про летчиков. И даже не про концерт. Это фильм о художнике, человеке, поэте и гражданине.

Фанатам Юрия Шевчука смотреть обязательно.

                                                                                                                                                                                                                                     Текст: Дарья Евдочук

comments powered by HyperComments