You are here
Home > Театр > Молодёжный театр стареет, или крЫсота спасёт сЫр

Молодёжный театр стареет, или крЫсота спасёт сЫр

19 августа в Петербургской Молодежке акция под названием «Спектакль месяца».

Сергей Яценюк - исполнитель роли Джо Ферроне
Сергей Яценюк - исполнитель роли Джо Ферроне

Таковым объявлен «Метро» в постановке Семена Спивака с молодыми актерами его же курса. Зал полон зрителей. Название громкое, многим знакомое.

Спектакль начался.  Перед нашими глазами по сцене, из одного конца в другой и обратно, проходит небольшая толпа людей, создавая атмосферу метрополитена. Начало положено вполне многообещающее. Действительно, что может быть важнее для мгновенного вовлечения зрителя в действие, чем создание атмосферы?.. Постепенно из толпы выделяются пары, за несколько минут успевающие рассказать и показать короткие истории о своих взаимоотношениях. Наше внимание начинает отключаться от повседневных забот, концентрируясь на той или иной драматической ситуации.

Вот два хулигана, которые пытаются приставать к девушке. Вот пожилая пара. Вот молодой человек, потерявший работу из-за алкоголизма. Вот историк и молодая его супруга, проблема которых кроется в невозможности зачать детей. Всё вроде бы и неплохо, но в какой-то момент ты ловишь себя на мысли: «Надеюсь, это не будет продолжаться весь спектакль». Это сейчас я уже могу проанализировать, осознать причины, сделать выводы, а тогда просто становилось скучно.  Отдельные части этого театрального действа, несмотря на их выписанный драматизм, оказались блёклыми, скрытыми под маской актёрского псевдо проживания.

Далее действие спектакля собирает героев в одном вагоне метро, где «плохие парни» начинают всех доставать. Оскорбления, дешевые шуточки, престранные выпады в сторону каждого из пассажиров… Что происходит? Зачем всё это? Они то ли открывают глаза самим жертвам на происходящую вокруг них реальность, то ли просто так — дурачатся. И так весь спектакль… Драматическое действие спектакля заканчивается убийством одного из военных, который вступился за женщину с ребёнком. Темнота, звук сирены. Аплодисменты… Вот что было внятно.

Теперь поговорим о том, что сокрыто.

Семён Спивак - художественный руководитель Молодёжного театра "На Фонтанке", режиссёр спектакля "Метро"
Семён Спивак - художественный руководитель Молодёжного театра "На Фонтанке", режиссёр спектакля "Метро"

Мы знаем разные театры. Разное существование в спектаклях. Этот спектакль был выполнен в стилистике классической школы проживания. А именно: вижу – оцениваю — реагирую. То есть проживаю жизнь героя в классической сетке реализма. Что ещё? Несущественный намёк на метафорику, проявляющуюся кое-где по действию, плюс минималистичное оформление сцены.

Костюмы. Костюмы путали меня окончательно, отсылая то к одному временному периоду, то к другому. Определиться так и не удалось. Вполне возможно, что костюмы были подобраны из старых запасников театра,  это, кстати, весьма похоже на правду, хотя почему я должен об этом думать? Всё это можно списать на время. Но время списать со спектакля невозможно. И всё же — что это за эпоха? Некое эклектичное вневременье, и время с местом действия неважны, а важно лишь метро и существование в нем двух запуганных и агрессивных (понятное дело – из-за глубоко пробравшегося в их души одиночества) людей? Однако все герои казались невнятными, неяркими, довольно бедными людьми разных возрастов, одетых кое-как. Что же найти хорошего? Ну, может только, что некоторым костюмы очень шли…

Музыка. Звуков в спектакле совсем немного. Хорошо это, или плохо? Скажу так: какая разница, сколько их, главное, чтобы они помогали мне понимать суть спектакля, подобно дорогому вину, раскрывающему свои букеты и оставляющему послевкусие. Вот шум толпы. Шум вагона, который как-то неоправданно то появлялся, то исчезал, путая не только зрителей, но самих актёров, которые  поначалу пытались бытово покачиваться в такт движению вагона. Потом они это как-то неопределённо забросили, звуки появлялись лишь иногда, проставляя смысловые акценты. И всё бы ничего, но откуда и зачем этот как будто вставной номер с песней «Yesterday»? Да, — уже теперь классика, но «хороша ложка к обеду, а сани зимой».

DSCN2664

Как это было? (Следующий текст нужно читать с интонацией декламирующего поэта):

И вот перед нами слепой музыкант со своей дочерью. И она вдруг запела прекрасным голосом, и сразу все застрадали, и каждый что-то понял про себя самого. Ведь нет плохих людей, есть ситуации, которые заставляют нас совершать тот или иной поступок.

(конец декламации).

Эй! Вы заперты в вагоне с неадекватным парнем, и с его, пусть трусливым, но кажущимся не менее опасным приятелем. Сейчас вы в экстремальной ситуации, которая как минимум ломает. Вас, ваш удивительный голос, ваше настроение и всё вокруг.

Актёры. На мой взгляд, попытки прожить жизнь героев в данной стилистике исполнения спектакля не было. Все актёры под маской выстроенных и как будто забытых, нелюбимых ими ролей, давили слезу и, где нужно было, смеялись, но неискренне, необаятельно, как будто давясь невкусным пирожным,  словно разучились хотеть ярко жить на сцене. Пара невнятных гэгов заставляли меня переглянуться с сидевшими рядом зрителями.

А теперь о достойном. Две героини, зашедшие в вагон на одной из остановок, были во внятном образе отвязных девиц сегодняшнего дня, оседлавших хулиганов в буквальном смысле. Внимание зрителей в этот момент оживилось, реакции их были естественны и не предвзяты.  Но, к сожалению,  девицы вышли на следующей остановке, вдохнув в спектакль хоть малую долю воздуха. Спасибо им.

Режиссёрская работа. No comments.

Далее было обсуждение, в котором приняли участие режиссёр спектакля Семен Спивак, заведующая литературной частью театра Ирина Жукова и актёры. Стандартный набор зрительских вопросов, комментарии, впечатления… Только вот молодые артисты, игравшие в спектакле, теперь показались мне куда более живыми и настоящими, будучи самими собой, думающими, размышляющими, заставляющими себя отвечать на вопросы зрителей, существующими здесь и сейчас.

DSCN2632DSCN2631DSCN2633

Про что же ставил Спивак? Про одиночество (Как утверждает сам режиссёр). Тогда почему оно получилось таким неестественным, ненастоящим, несегодняшним?

Спектаклю уже год. Говорят, что он существенно вырос. Возможно. Только вот режиссёр Спивак, как-то невнятно заявив: «Знаете, сейчас мы просто занимаемся другими спектаклями», раскрыл все карты.

P. S.: Моё мнение субъективно. Сходите на спектакль и составьте Ваше мнение. Возможно, Вы увидите в нём талант и красоту, которая, как сказал всем известный автор, спасёт мир. Я же позволю себе покаламбурить и закончить бессмысленным, но, кажется, именно поэтому попадающим в такт спектаклю: «КрЫсота — спасёт сыр».

Виктор Васильев

comments powered by HyperComments
Пётр
2011-08-24 10:51:38
Блеск. Хоть кто-то правду сказал.
Ирина Токмакова
2011-08-24 11:36:29
Правда в творчестве - вещь спорная. Тут кому какое искусство ближе. Но спектакль действительно невнятный. Либо артисты не до конца понимали режиссерскую задачу, либо сама она была не конца сформулирована.
anagit
2011-08-24 16:55:20
Мне тоже спектакль не понравился. Очень много негатива со сцены идет, а причина такого потока не ясна вообще.
Артур
2011-08-25 16:35:27
Мне понравилось: «КрЫсота — спасёт сыр». Оригинально :)
Василий Викторов
2011-09-11 03:32:23
Нет предела человеческой глупости!Вас ,Виктор ,уже ничего не спасет...
Виктор Васильев
2011-09-11 13:26:53
Спасибо большое за конструктивную оценку мнения :)