Первая Одесская «Комедиада» глазами очевидца

iablukaРассказ взахлеб

Считается, что одесситы рождаются с чувством юмора, но это как повезёт…  У меня, например, чувства юмора нет. До меня очень часто смысл шутки доходит не сразу. Все вокруг уже смеются, а я стою и думаю: «Ну, подскажите, хоть кто-нибудь,  в чем там соль, я посмеюсь вместе с вами!..» Поэтому я не смотрю все эти юмористические шоу вроде «Comedy Club», все равно мне не смешно, да и шутки там, на мой взгляд, плосковаты. К клоунам у меня отношение тоже сложное. Клоун –  это ведь обычно что-то ярко-пестро-громкое, а я люблю «интеллигентных» клоунов вроде Леонида Енгибарова, Вячеслава Полунина… Марселя Марсо!

А тут в Одессе проходил Первый международный фестиваль «Комедиада», и к нам нагрянула целая армия клоунов. Первого апреля в городе собралось 17 команд из разных городов и стран. Вообще странно, что Одесса созрела до фестиваля клоунов только сейчас. Клоунская школа в городе сильная, все друг друга хорошо знают, но все как-то разобщены. Вот и в конкурсной программе принимали участие только две команды из Одессы – корпорация «Настроение» («Кабаре-Буффон») и «Артель клоунов и мимов» (ОНПУ), в то время как из Киева приехало аж восемь коллективов! Это притом, что нашим вроде и ехать никуда не надо было, только позвонить в оргкомитет. Вот вам и столица юмора…

Команды, приехали в Одессу самые разные, и когда они выходили на сцену «Дома Клоунов», сразу становилось понятно, чем каждая из них зарабатывает себе на жизнь. Клоуны ведь тоже люди. Им не только есть хотя бы  иногда надо, но и где-то репетировать, как-то шить костюмы, изготавливать реквизит, поэтому, чтобы выжить, клоун, как любой настоящий артист (а настоящий клоун – артист первой категории вне табели о рангах) должен быть готов работать практически для любой аудитории. Другой вопрос, если он привык работать в кабаре, то это неизменно накладывает отпечаток на манеру игры. Неудивительно, что шаблонные заигрывания с публикой, приемлемые в небольшом клубе, странно смотрелись на большой сцене, где проводился фестиваль.

Мим-театр буффонады и пантомимы «HAPPY PEOPLE» (Киев)
Мим-театр буффонады и пантомимы «HAPPY PEOPLE» (Киев)

Однако, отвлекаясь от общих рассуждений,  хотелось бы поговорить об артистах без этикетки«КЛОУН!!!», о «Смехачах высшей категории», коими их провозгласило жюри фестиваля,  а именно – о мим-театре буффонады и пантомимы «HAPPY PEOPLE» из Киева. Их выступление наглядно показало, что коллектив ищет новые формы работы со зрителем. Отрывки из спектаклей, показанные на фестивале – попытки через шутку, гротескно рассказать о вечном. И у счастливых людей получается делать это по-настоящему смешно. Отрывки из спектакля «Счастливые люди» никого не оставили равнодушным. Зрители получили мощнейший заряд положительной энергетики, прослушав и посмотрев незабываемый комический дуэт «оперных див», сражающихся за меховое манто («О-о-о-о! Белка!..  Натурале!!!»). Номер был сделан  так изящно и изобретательно, разыгран так смешно, что на концерте сам Георгий Делиев (президент фестиваля, режиссёр и актер театра МАСКИ) высунулся из-за кулис его посмотреть. Высунулся и забыл спрятаться обратно, загляделся. Вы бы тоже загляделись на актерскую игру: на пластичность, мимику, умение «не пережимать», на чувство вкуса, умение себя подать. Одним словом, «HAPPY PEOPLE»  –  по-настоящему счастливые люди: занимаются своим делом и этим счастливы!

Клоунский театр «Придурки» (Одесса)
Клоунский театр «Придурки» (Одесса)

Мои любимые «Придурки» из Одессы (корпорация «Настроение») получили звание «Дуркачей высшей категории» за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Этот клоунский театр своим парадоксальным мышлением выведет  из любой депрессии, при этом заставит задуматься и вспомнить о том, что жизнь прекрасна, несмотря ни на что. Иногда на грани фола, иногда взлетая до облаков (с грозовыми тучами!), клоуны учат нас видеть каждое мгновение жизни и ценить его. Отрывок из спектакля «4Д  Придурки», показанный в конкурсный вечер, стал открытием для тех, кто не знал этого театра. Сколько всего оказывается можно вместить в 12 минут конкурсного фрагмента: и ожидание, и томление души, и тоску, и понимание того, что жизнь проходит... и кучу разнообразных гэгов.  В этой странной суете их постоянному зрителю главное не упустить, что они сыграют именно сегодня, ведь играют они всегда по-разному, и в этой импровизации заложено то самое «живое», что в идеале должно быть присуще клоунскому жанру.

Гран-при фестиваля получила комик-группа «KoblikOff» (Киев). Никаких специальных клоунских костюмов, сплошной black-and-white, все очень стильно, без всякой там мишуры и суеты.  «KoblikOff»  –  еще один театр, по-своему исследующий понятие «смешного», ушедший от «Бродвея» в сторону цирка с элементами акробатики, эквилибристики, жонглирования, музыкальной эксцентрики.

Комик-группа «KoblikOff» (Киев)
Комик-группа «KoblikOff» (Киев)

KoblikOffцы так замечательно владеют телом, что побуждают зрителя тоже сделать что-нибудь «этакое» и так же ловко! Но держать эквилибр, стоя на баяне, на котором играет твой коллега, и при этом ещё жонглировать, извините, получится не у каждого. Чего стоит их фирменный трюк – эквилибр, в котором артист на пояснице клоунессы отжимается в стойке на одной руке! И делает этот л-е-г-к-о! На сцене они естественны в любой ситуации, даже в самой пикантной, они узнаваемы, они вроде бы такие же как и мы, сидящие в зале, но потрясающе смешны!.. и вдобавок интеллигентны. Вот тут я кажется и добралась до самой сути. Оказывается, чтобы понравиться одесской публике, клоуны просто обязаны быть интеллигентными, а уже потом умными, ловкими и сообразительными. Одесса знает толк в юморе!

Текст: Лилия Штекель

Фото: Татьяна Бербат

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения