Вы здесь
Главная > Кино > Как я дружил в социальной сети

Как я дружил в социальной сети

kak ya dr v soc setiПростой и незатейливый, без монтажных изысков, снятый ручной камерой, фильм начинающих документалистов Генри Джуста и Эриэля Шульмана – отличная визитная карточка с лозунгом «Сам снял, сам сыграл и даже спродюсировал – сам». Если с первым и третьим пунктами – всё ясно, то со вторым возникают вопросы, вспарывающие и без того слабую драматургию. Что касается актуальности и интриги, здесь всё столь жирно прописано, что уже становится бессмысленным и незаметным.  Знакомство в Facebook – сетевой роман – разочарование реальной встречей. С этим авторы опоздали лет на шесть: ново для 2004-го и безнадёжно устарело для 2010-го (год выхода в прокат). На этом материале все лавры достались Янушу Вишневскому с его «Одиночеством в сети», уже пылящемуся на полках. С интернет-технологиями нужно работать на высоких скоростях, либо не работать вообще.

Первый из вопросов – жанровый. «Catfish» задан как дневник: повествование от лица автора — участника, преимущество крупных планов – личное пространство героя. Двигателем драматургического действия становятся его контакты виртуального характера, что в документальном кино возможно при использовании сетевого изображения и отрицает появление героини Эбби перед камерой до непосредственного момента встречи с героем – автором. Здесь-то создатели  и ошиблись, показав героиню и, тем самым, нарушив пределы дневникового жанра.

Однако при всех слабых сторонах драматургического и жанрового характера у авторов получается одна очень занимательная вещь, а именно драматургия творимого ими пространства. Опираясь всё же наkak ya dr v soc seti2 особенности жанра, можно говорить, что «Как я дружил в социальной сети» — это своего рода кино о кино, вернее, сетевое кино о сети. Доминирующее личное пространство главного героя-автора с подавляющим содержанием крупных планов с учётом материала уже задаёт определённую степень условности. Здесь ручная камера становится аналогом web-камеры. Эта «аналоговая игра» достигает своей кульминации, когда кинокамера появляется в кадре и становится участником фильма, а сами герои обсуждают создаваемый ими проект. Кино on-line. С предельной точностью выражения.

Посредником между документальным и сетевым изображением, даже не связывающим, а именно синтезирующим их, становятся фотография и живопись, ещё и драматургически обусловленные. Герой фильма, существующий в пространстве реальном, на уровне изображения постепенно переходит в пространство виртуальное. Здесь работают масштабы: жизненное пространство – это наш герой на крупном плане, виртуальное – это все пространственные выражения расстояний, преодолимые не иначе как с помощью Google. Точка слияния – герой, следующий за указательной компьютерной стрелкой. Герой в Google-пространстве. Это работает: монологи героя, снятые субъективной, любительской камерой, – не иначе как видео на YouTube.

С этим бы  работать и дальше, однако, едва начавшись, точно найденная изобразительная линия быстро сходит на нет. Добравшись до пункта назначения, герои начинают существовать в любительском документальном кино.  Всё, что остаётся от «сетевой линии», — пара фотографий в Facebook и избитая мораль: живите в реальной жизни.

Екатерина Митяйкина

comments powered by HyperComments