Вы здесь
Главная > другие новости > Лиса и виноград

Лиса и виноград

О [Пьесе] Гильерме Фигейредо «Лиса и Виноград». О [Спектакле] Андрея Корионова «Лиса и виноград». Театр «Приют комедианта».

«Голодная лисица увидела на высокой беседке спелые кисти винограда.

Она хотела достать его, но не смогла.

Тогда она удалилась, сказав: «Он ещё зеленый»».

(Эзоп).

9.

Про [Пьесу]

Гильерме Фигейредо в 1949 году ассоциация театральных критиков Бразилии присудила золотую медаль и диплом лучшего драматурга страны. По словам известного бразильского литератора Жоржи Амаду, наиглавнейшей чертой драматургии Фигейредо всегда была «преданность идеям свободы», к тому же все его пьесы основаны на античных сюжетах, и «Лиса и виноград» — не исключение, действие также происходит в Древней Греции, а идея свободы звучит так же остро.

Пятый век до нашей эры, Эллада, город Самос. Богатый философ-софист Ксанф больше всего на свете ценит три составляющие собственного благополучия — роскошный дом, красивую жену и хороших рабов, он до смерти боится их потерять. Его жена Клея чувствует себя несчастной,  их брак мог бы распасться, если бы не уродливый раб Эзоп, который не только приносит пользу тем, что забавляет всех баснями и выпутывает неудачливого Ксанфа из самых сложных ситуаций, — он ещё и «врачует» Клее душу, и ехидно посмеивается над нелепостью происходящего, а кроме того, несет бремя самого трагедийного персонажа, обреченного на гибель.

Ксанф – герой недалекого ума и неглубокой души, он обманывает, лицемерит и абсолютно равнодушен к чувствам других людей. Ксанф верит, что его рабу лучше оставаться рабом, ведь «для свободы он ещё не созрел». В сердце Ксанфа не происходит никаких метаморфоз, он живет жизнью вещей, он, возможно, и любит свою жену, но никогда не поймет её. Эзоп и Клея находят взаимопонимание с помощью басен, которые он рассказывает ей: «Волк встретил хорошо откормленную собаку и спросил её: «Кто тебя так хорошо кормит?» — «Мой хозяин, охотник», — ответила собака. «Да избавят меня боги от такой судьбы», — воскликнул волк, — «я предпочитаю голод ошейнику»».

Эзоп, вожделеющий свободы на протяжении всего действия пьесы, в итоге ее получает, но как он будет ею пользоваться? Он хотел посмотреть на всё глазами свободного человека, увидеть дворцы, выстроенные из золота, и посмеяться над богатством, увидеть огромные египетские гробницы и посмеяться над тщеславием камней, которые покрывают сгнившие кости бывших царей. Посмеяться над этим так же, как люди смеются над его уродством. Но быть свободным человеком гораздо опаснее и ответственнее, чем рабом. Свободных наказывают строже.

Эзоп хочет умереть свободным и выбирает наказание свободных: «Лиса, увидев на высокой беседке кисть винограда, хотела достать его, но не смогла. Тогда она сказала: «Он ещё зелен». Отсюда – мораль: Вы – свободны! Всякий человек созрел для свободы, для того, чтобы умереть за неё! Я ещё зелен для любви, зелен для жизни… Но я свободен, свободен. Прочь с дороги! Где ваша пропасть для свободных людей?» На этом заканчивается грустная комедия Фигейредо, но режиссер спектакля Андрей Корионов решил дополнить историю одной значимой мелочью…

Про [Спектакль]

На огромном плазменном экране появляется картинка, до ужаса напоминающая обращение президента к народу — лицо на фоне города — звучит голос: «Дорогой народ Самоса, мораль басни Эзопа такова: Вы ещё не созрели для свободы, вы лучше сначала подучитесь у нас, как быть богатыми, как быть знаменитыми, мы научим вас, как быть счастливыми и свободными». Телеящик (а может, и сам президент, кто знает) предстал перед нами как главный похититель свободы у современных людей.

2.3.1.

Но ассоциации с современностью в спектакле вызывает практически всё. И ультрасовременные декорации: мохнатые белые ковры, бутылки Jack Daniels, огромный плазменный телевизор, висящий в центре сцены (по нему даже транслировались всем знакомые вставки: например, новости пятого канала и клип Qwest Pistols «Я устал, хочу любви»), видеокамера на штативе в углу. Костюмы актеров тоже осовременены, взять хотя бы малиновый пиджак Ксанфа – явный отсыл к девяностым. Время от времени актеры снимают друг друга на камеру, проецируя изображение на большой экран телевизора. Своеобразный спектакль в спектакле.  Особенно камера пригодилась для изображения народа: объектив был наведен в зрительный зал, вдали которого стоял актер Денис Кириллов, и кричал «Свободу Эзопу!».

Про [Былое, текст и режиссуру]

«Лису и виноград» ещё в 2000 году ставил Лев Дуров на сцене Московского Драматического театра на Малой Бронной. Критики писали, что в спектакле Дурова тема свободы, как и любовная линия, звучат надуманно и невыразительно. О спектакле Корионова такое сказать нельзя. Текст, который при чтении пьесы кажется сухим и ужасно скучным, в устах актеров становится веселой забавой. Ведь сама по себе комедия Фигейредо унылая, несмешная, одним словом – тоска, напичканная баснями, а Эзоп в ней просто угрюмый и обиженный на жизнь меланхолик. Спектакль Корионова наполнен юмором и удачными авторскими находками. Наталья Ткаченко (Клея) сверхнатурально пускает слёзы, Александр Кудренко (Ксанф),  попеременно то пьянея, то трезвея,  заставляет зал смеяться единым смехом, метафизически объединяющим аудиторию, вместе с залом смеется и Геннадий Алимпиев (Эзоп).

Главное достоинство молодого режиссера Корионова – его способность оживлять пьесы, придавать происходящему необузданную эмоциональность. Такое пестрое наложение образов и эмоций водопадом взрывает сознание, и все впечатления внутри смешиваются в пудинг, а некоторые детали всё-таки достойны того, чтобы их смаковать.

Про [Мораль]

Кто может с полной уверенностью сказать, что он свободен? Даже если мы автономны, независимы, мы всегда будем в чем-то рабами. Рабами собственных иллюзий и тщеславия, как Ксанф; рабами собственных неутоленных желаний, как Клея; или же рабами карьеризма, как начальник стражи Агностос; рабами рутины и обязанностей, как служанка Мели. Не живем ли мы подобно Ксанфу в иллюзорном рабском мире удовлетворенных желаний, не живем ли мы жизнью вещей, уделяем ли внимание тому, что дорого по-настоящему? В каждом из нас есть доля рабства. Мы, как рабы, вынуждены делать то, что нам не нравится. Прислуживать тем, от кого мы зависим. А на то, чем мы хотим заниматься, у нас просто не хватает времени. Мы — рабы чего угодно – системы, корпораций, вредных привычек, своих собственных эмоций… План нашей рабской жизни предопределен — мы рабы родителей, рабы школы, института, рабы работодателей, рабы жен и мужей, рабы знакомых и друзей, рабы своих детей, рабы милиции и налогов, рабы коммунальных услуг и интернета, рабы транспорта и универмагов. Мы погрязли в этом рабстве так, что перестали замечать его. Мы внушаем себе, что всё хорошо… Так ли это? И есть ли свобода в человеческой природе вообще?

Ника Образцова

comments powered by HyperComments
Vasya
2011-03-13 12:16:58
"Спектакль Корионова наполнен юмором и удачными авторскими находками" -очень хочется примеров.