You are here
Home > Кино > Как быть принцессой

Как быть принцессой

«Черный лебедь». Режиссер Даррен Аронофски. США. 2010г.

Вслед за матерью 27-летняя Нина (Натали Портман) всю свою жизнь посвятила балету. Но он пока не принес ничего значительнее места в кордебалете. В новом сезоне — новые ожидания, связанные с постановкой «Лебединого озера». Балетмейстер Тома Лерой (Венсан Кассель) ищет замену выбывшей приме. Метод его работы с Untitled-1труппой – это использование сексуальности на грани дозволенного; поэтому конкуренция вокруг Лероя всегда кажется особо ожесточенной. Филигранная техника Нины ему давно известна, но девушке не хватает страсти, которая нужна, чтобы совладать с ролью Черного лебедя. Между тем, жизнь Нины меняется под действием темных сил.

Оставим в стороне подкупившую многих рецензентов мысль о том, что «Черный лебедь» — это женский «Рестлер», и что Даррен Аронофски решил отныне снимать кино о представителях разных профессий. Разница между фильмами заметно шире, чем просто разница между миром балета и миром борцов со степлерами. «Черный лебедь» — сугубо жанровое кино: такое сегодня модно именовать «арт-триллер». В конкретном случае эта формулировка означает, что прием, как правило, обусловлен высказыванием в той же степени, что и жанром.

«Рестлер» – высказывание без прямой жанровой подоплеки, но снятое, выражаясь михалковским языком, «для всех и про каждого». Смотришь фильм про мужчин в цветастых лосинах, и вдруг выясняется, что все мы в известной степени рестлеры.

«Черный лебедь» — это уже не простота, а примитивизм. Временами намеренный. Здесь, например, минимальный набор декораций, пространство поделено между персонажами и достается вместе со статусом, как гримерка примы балета: святая святых в глазах Нины. А Венсан Кассель здесь играет балетмейстера, хореографа и продюсера в одном лице; этот комплекс называется «знаменитый Тома Лерой», и с ним надо смириться. С другими условностями согласиться гораздо труднее. Что такое Венсан Кассель в роли интеллектуала (пускай и не академического толка)? Это примерно то же, что Джон Малкович в роли французского дворянина. То, как француз читает либретто «Лебединого озера» (по-чеховски, то бишь для зрителя), не оставляет сомнений: для самого Касселя этот сюжет — открытие. В то же время результат работы его Лероя, который мы видим на экране, восхищает. Скажем так: если Даррен Аронофски будет снимать только фильмы-балеты, он обеспечит себе безбедное существование. Его балет не менее интенсивен, чем клип «Триллер». Триллером он и является.

Сцены балета, сны о балете и репетиции сняты виртуозно: манера, в которой Аронофски решает ту или иную сцену, каждый раз иная и всегда верная. Верная потому, что режиссеру удается бесшовно сочетать пластичность действия с неизбежной грубостью саспенса (в монтаже, неожиданном ракурсе и тому подобном). Иначе говоря, Аронофски примиряет необходимость попугать зрителя и желание показать ему красоту балета. В одной из сцен Нина должна показать танец Черного лебедя Лерою, от этих проб зависит ее возможное участие в балете. Сначала  мы видим всю сложность ее танца, потом — становимся ею. Голова кружится от каждого пируэта, но вот очередной поворот сталкивает Нину лицом к лицу с соперницей. Так прием, воплощавший метафору, секунду спустя  отвечает за решение жанровой задачи.

Аронофски решает подобные задачи теми средствами, которые составляют подлинную магию кино. Это не Кейт Бланшетт, накручивающая 32 цифровых фуэте у Дэвида Финчера. К сожалению, временами возникает чувство, будто Аронофски в процессе съемок двигала именно какая-нибудь режиссерская сверхзадача, вызревшая в идею фикс, и ничего кроме. Например, добиться непринужденного движения камеры в увешанном зеркалами репетиционном зале. Другая такая задача: не дать зрителю понять раньше времени, что же, и с кем именно, происходит.

lebed 1

…А это и не важно. Странные вещи начинают происходить с Ниной еще до того, как она получает роль.  Но история о современной принцессе, встречающей злые силы на своем пути оттого, что на ней уже лежит заклятие, не может найти точек соприкосновения со зрителем даже при ассоциативной насыщенности действия. Если переживания в «Рестлере» оказывались публике неожиданно понятными, то здесь Аронофски добивается других ощущений, кстати, восходящих к его более раннему творчеству. Это снова тема телесных модификаций, очуждения человека и его плоти, которую режиссер еще в позапрошлом десятилетии заимствовал из японского киберпанка. В «Черном лебеде» он обращает ее к западной традиции, для чего балет подходит идеально. Зыбкость естественной красоты танца у Аронофски не требует и монтажного стыка. Внутри одного кадра красивое тело балерины может превратиться в оболочку для чего-то потустороннего, дьявольского. Быть может, это хорошо, что на сей раз все, что мы можем — поверить Аронофски на слово.

Никита Смирнов

comments powered by HyperComments
victor
2011-02-24 21:32:42
Объять всё невозможно, а могло пройти мимо. Спасибо за информацию!
Сергей
2011-02-24 21:38:57
Люблю его фильм Пи. Рекомендую кто не видел.
victor
2011-02-24 22:30:38
Да, я также знаком с этим фильмом (про ПИ), смотрел его года 4 назад. Фильм выносит мозг не только зрителям, но и главному герою в буквальном смысле. Фильм про гения, насколько я понял, про его фобии и желания, аскетизм и непонимание окружающих. Теперь и этот фильм нужно посмотреть.
Филипп
2011-02-27 21:03:33
Обширное кино, очень обширное, по мне. После просмотра, с диким обязательным желанием пересмотрел его фильм "Фонтан" в тот же день. Мне кажется он закладывает много разных смыслов на протяжение всего фильма, то есть одной балладе о сути и проблемах человеческих уделено пятнадцать минут фильма, другой всего две сцены, остальным по больше внимания уделено, целыми эпизодами, а некоторые сцены, касаются сразу трех тем одновременно. И при этом, идет сюжетная линия, показывают характеры героев, их обстановку жизни, и все для того чтобы можно было потом читать сразу по несколько вариаций о чем порой сцены в данный момент повествуют. Ну либо я слишком замороченный. (скорее всего, хотя мне как и всем, хочется думать что я заморочен в ту же степь что и режиссер.) - - - - В основном я лил слезы по человечеству в этом фильме от ощущений повествования, о смыслах что нам людям, порой ради своей мечты или какого то желания, приходится ломать свою суть. Наш мир, мир вокруг, устроен так что тебе порой просто необходимо сломать свою чистоту, свое светлое нутро, чтобы добиться чего то, что тебе когда то пригрезилось или вгрезелось, и ты ломаешь свои кости, с пеной у рта, жаждешь сломать самого себя, хотя тебе и противно когда то было то, во что тебе нужно сейчас превратятся, но ты идешь войной на своего брата, то есть, я имел в виду на самого себя, крича и крехчя, со словами гордости что я этого достиг, слова, которые непонятно кому адресованы и непонятно ради чего же ты все это все поломал. И это Второе что меня расстраивает, и на что подкидывает меня подумать фильм, вопрос "ради чего?". Огромное кол-во людей понятия не имеют ради чего они живут, тоесть, они не осознают, почему они что то делают, у них по жизни висит вывеска, "Нужно достигнуть этого и этого, или, в жизни нужно поступать только так потому что нужно поступать только так." но они никогда не задумывались по настоящему, что за этой вывеской, почему нужно достигать именно этого, почему нужно слушаться ее, они этого не знают, они гробят годы чтобы потом со слезами понять, что никому нахер не нужно что они делали, а ведь они уже точно знают что делали это не для себя, а для кого - то, чтобы кому то что то доказать, только в итоге оказывается , что этих кому то нету, и никогда не было, это все была фикция, только ты уже угрохал половину жизни и до сих пор не знаешь ради чего и что такое жить осознанным выбором вообще. И Это ужасно. Круговорот людей, пытающихся что то друг другу показать и доказать, но ради чего? ради чего и кому конкретно, потому что когда переходишь на частности , "я это сделал чтобы быть круче васи, или кати," то с уст это будет звучать очень глупо, поэтому мы обобщаем до слов доказать миру, но зрите в корень, сузьте слова. И сама система вокруг, ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО МЕСТО ДЛЯ СВЕТА. Точнее в нашем мире их чуть больше, но их ограниченное кол-во, и люди кушают глотки, убивают, сходят с ума, перестают адекватно воспринимать мир, начинают верить в новые небылицы которое им рассказало "общее большинство" и вот они уже на пъедистале, но ради чего? ради кого? стоя там они это начинают понимать, и делятся на новою группу, тех кто поддерживает миф дальше, тех кто исчезает, тех кто знал все же ради чего он это все затеял, тех кто умирает и тех кто стоя там начал узнавать себя и меняться в лучшую сторону, в сторону знания. Никогда не забуду слова одной зарубежной поп певициы "я смотрела на африканских детей и плакала, они такие худые, и им даже не нужны никакие диеты." - правда классная мысль в ее голове проскользнула. Не говорю что весь мир таков, но черт возьми, боль то именно от этих и этих людей я чувствую. Несколько вариантов моего апокалипсиса души. Некоторые люди выбирают профессию, стиль жизни, образ мысли, поступки, последствия... 1)не ради себя, а ради родителей, 2)не ради себя, а ради смысла быть крутым ("непонятно перед кем") 3)не ради себя, а из за компании. (быть крутым) 4)не ради себя, а потому что все. (страх, лень думать) 5)не ради себя, а чтобы доказать ("непонятно кому") все это они делали ради себя конечно, но проблема что они никогда не думали что такое себя, что такое "я" по настоящему, (на месте которого на самом деле сплошное ничто и пустота, но ощутив и поняв ее, правда поняв, ты сможешь что то менять, зная о себе уже больше, хотя бы уже точно зная, что это может быть все что угодно, но все же что то твоей пустоте ближе.)и соответствено, они делали это не ради себя, а ради мифа и иллюзии, природу которой они даже не знали. в конце, такие люди становятся ужасными психопатическими личностями, которые говорят своим детям и окружающим, что они знают что такое жизнь, и создают вокруг уже только ту единственную жизнь, которую они смогли постичь. Все это воспоминание, заставило меня заплакать в конце просмотра. Далее спойлер!!!!! Я думал фильм закончится тем что она прыгнет, видя что там некуда падать, и разобьется, потому что она будет ведома идей "непонятно какой", но в тот момент когда я был по настоящему готов аплодировать, фильм прошел еще 20 или 30 минут, и вместо этого я заплакал. Фильм Рестлер закончился почти так же прыжком, и знаете, ведь у этого ебан**** был шанс начать жизнь, он у него правда был, но он выбрал, образ, образ, за который ему казалось его любили, но настоящая ли это была любовь? любовь общественности, которая сама не знает кто она. Он имел шанс, но он его пропустил, оставшись на волне наркотика "я признан общественным мнением" (Господи а ведь его не существует то!, но он ведет нас всю свою жизнь, и многие споры, конфликты, связаны со словами, "Сейчас такая жизнь" "сейчас такое общество" "таково общественное мнение", "нет мы не можем этого сделать", "общество нас не по любит", "ты не понимаешь жизнь, люди сейчас не такие, а такие" при чем соеденя взгляды всех этих людей, увидишь большое кол-во противоречий.) момент иллюзорной (потому что пройдет) сладости, на момент, чего то более чистого, себя. Она тоже совершает прыжок. Я под конец очень беспокоился за нее, вдруг у нее не получится до танцевать, вдруг она упадет или еще что то, потому что меня настолько пугало, что она кроме того что не знает ради чего живет и делает, так еще этого чего-то и не достигнет, ведь это же вообще полный душевный провал, потому что достигнув своей иллюзии, ты хотя бы имеешь шанс точно понять что она была иллюзия имеешь шанс уже не отвертеться от этого знания, потому что оно уже в лоб на тебя смотрит. Меня это удивило, я переживал за это, что вдруг у нее даже это не получится, и даже хрен с ним с пониманием в будущем, главное момент непонятно чего, сейчас. Но над этим будем работать потом в себе. Вообщем я люблю Дэвида. Я никогда не скажу что мне не нравится это кино, но и сказать что нравится тоже не могу пока, я все время сидел и думал о чем ты показываешь, зачем ты показываешь это или то, все это роилось во мне, я не читал одной строгой режиссерской гнушающейся линии к которйо я привык при просмотре фильмов или их придумывания. Вместо этого сплошщной рой, (намного большей чем был описан, но и не настолько большой чтобы сильно гордится) в итоге рой меня доконал и довел до слез. И эта фраза - "Я достиг совершенства" далее она умирает и мы видим надпись "Режиссер Дэвид Аранофски" не проходит и 7 секунд, как пявляется надпись имени режиссера. Я уверен что все его фильмы очень личные и после этой фразы, мне очень хочется узнать, наскольку дэвиду пришлось не сладко в ломке своей жизни и понятий. Одно из определений совершенства для меня, (это уже точно полный субъектив конечно) это познание темной и светлой стороны в полном ее понимание и глубины, даже не смотря на порой моразность или ужасность совершаемых поступков, мысль о том что это необходимо для познания совершенства, мне противна, возможно это был последний гвоздь в мой лоб. Режиссер (для меня) , сказал это устами человека который за весь фильм и слова не сказал про великий балет (или был дан точный намек что мама тиран, даже одна фраза вскользь сказанная "ты всегда была в кардиболете а я Лебедь!" не дает мне права решить что она ведома например лишь глупой славой. И наша история о любовной лини каселя, меня радует тем что обошлась без его полной физической константы, что позволяет нам не уйти в дополнительные ее возможные мотивации, или однобокие смыслы.) человека который пошел на любые действия, ради достижения чего-то, чего он даже не знает зачем, и в конце эта фраза из ее уст устами режиссера что заставляет меня наложить все что в ней на него и все что я вкладываю в него режиссера. Я достиг совершенства. Я хочу узнать насколько он страдал и что он имел в виду, все таки я сомневаюсь что он имел в виду совершенство кинематографа в себе, хотя все мы иногда позволяем себе минуту слабости в виде превозношения себя. Но думаю он имел в виду что то другое. Вообщем жду его следующего фильма, который уже давно обещают как продолжение Робокопа. Там есть еще больший простор, для того чтобы забить нас тем, что нам стоит задуматься, в принципе, задуматься. (в реквиеме, я плакал на моменте, "мама я обещаю" он сидит в кутузке, и вот его воспоминание "Мама я обещаю" Господи, горесть по несделаным обещанием, это одна из самых сильных горестей. Аранофски крутой, и меня радует что он пробует себя там, где он делает не что то лучше всего, по мне лучше всего он делает рваный монтаж, это его безоговорочная стихия, и меня радует что он старается делать то что у него получается не на 100%, все таки это качающая камера, у меня вызывает в его исполнение не самые шикарные впечатления.) И мне нравится точные замечания по поводу движение от лица и от ее лица встречаем ее соперницу, этого я не отметил, с технической точки зрения, монтажа ощущений. Спасибо за статью. Она мне почти близка.
Филипп
2011-02-27 21:07:06
спасибо за статью, мне она близка, такая концовка в Коментарии выше будет чуть по правильней читаться.
Филипп
2011-02-27 21:07:51
И кстати фотография сверху, самая первая что, правильно выбрана для статьи к этому фильму.