You are here
Home > Театр > Система Студеновского

Система Студеновского

На днях театр «Мастерская» под управлением Г. Козлова стал победителем в номинации «Театр года» по результатам независимого опроса «Выбор 33-х», проведённого Комитетом по культуре Санкт-Петербурга.
По этому случаю, портал ОКОЛО предлагает читателям актёрский портрет одного из «премьеров» театра — Максима Студеновского.

Maksim1

Современность требует от артиста мобильности и разносторонности, чёткое амплуа стало для актёра проклятьем. Особенно в кино. «Важнейшее из искусств» предполагает ориентацию на собственную психофизику, в значительно большей степени, чем театр. Даже самая большая театральная труппа не идёт в сравнение с разнообразием любой киношной актёрской базы, отсюда появляется пристальное внимание к личности артиста.

В театре  распространена система амплуа: труппы, как правило, подбирают по типажам.  Съёмочный процесс не предполагает «застольного периода»  и вкрадчивого разбора роли, «перевоплощаться» нужно мгновенно, интуитивно. И ни одна из великих театральных систем не универсальна. С опытом у каждого актёра вырабатывается личная система работы над ролью.

Работа над собой

 

Maksim2Актёр Максим Студеновский вырос в семье офицера — подводника,  детство его прошло в аудиториях военных корпусов, где они с братом бегали и играли с матросами. В школе он учился с удовольствием: любил алгебру, физику… и музыку.

Максим запоями слушал классику, угадывал любую мелодию на слух, учился играть на фортепиано,  успешно импровизировал, сочинял и даже выступал в кронштадтской библиотеке с концертами. В старших классах у него появилась странная  сокровенная мечта —  стать композитором…

Позже навыки музыкальной импровизации пригодились ему на вступительных прослушиваниях в театральную академию – мастера с восторгом вспоминают, как Макс читал монолог Хлестакова под собственный импровизационный джазовый аккомпанемент…

Музицирование и танцы в жизни Максима не остались на уровне увлечений  — и тем и другим Макс в последствии занимался профессионально и даже преподавал. Сейчас  музыка Студеновского звучит в Учебном театре на Моховой  в спектакле «Два вечера в весёлом доме» по Куприну —  это и оркестровая аранжировка народной песни «Миленький ты мой» и два авторских лирических вальса, и танго финала, и  лирическая тема, и реквием. Сейчас «Колыбельная Титании» композитора Студеновского завораживает зрителей «Сна в летнюю ночь»…  Но это сейчас, а тогда, после окончания школы, Максим уверенно направился в БГТУ «Военмех»  и поступил на факультет авиа- и ракетостроения, на специальность: «динамика полета и управление движением летательных аппаратов».

Как без пяти минут военный инженер Студеновский оказался на Моховой?  В какой момент это произошло? Единственное, о чём можно говорить уверенно – случилось это не по щелчку, это был длительный и естественный процесс…

 

Работа над ролью

Так и хочется написать, что Максим, в виду логического склада ума,Maksim3

и к искусству подходит  рационально – высчитывает траектории,  поверяет алгеброй гармонию…  Но это не так – линия логики и линия чувства развиваются в нём параллельно, формируя большой арсенал сценических средств.

В работе над ролью Максим последователен,  внимателен к мелочам, а значит — рационален,  но актёрская интуиция развита в нём не меньше, чем логика.  Эта двойственность в подходе распространяется и на сознания героя. Для Максима важно, чтоб его персонаж был сложным человеком.

В роли это может проявиться по-разному: от внешне уравновешенного неврастеника, до совершенно истеричного мятежного героя.

В мастерской Козлова на роли не назначают. Студенты «пробуют» разных персонажей, «ищут» их этюдным методом… Этюды, как правило, сильно отличаются друг от друга, и иногда амплитуда стилевой разницы зашкаливает.  Из такой крайности появился персонаж Пигва из «Сна в летнюю ночь». Максим предложил его в качестве наблюдения и был уверен, что его хулиганское решение персонажа не выйдет за рамки одного этюда – хохмы.

Но Пигва настолько комфортно влился в процесс работы над спектаклем, что стал жить своей жизнью – стал рассуждать об искусстве, о своей профессии. В результате все сцены репетиций спектакля про Пирама и Фисбу, который в пьесе Шекспира готовят к празднику любительская труппа ремесленников, вошли в спектакль Галины Бызгу «Сон в летнюю ночь» как были – в совершенно пародийной, казалось бы не свойственной для мастерской Козлова, форме.

Роль сделана почти масочно, Пигва Студеновского  – пародия на режиссёров всех времен. Это нервный, ищущий художник, который  гордо произносит слово «режиссёр» нещадно картавя «р» в обоих случаях,  но остаётся главным на площадке, даже когда гомерически смешон.

Характерность роли располагает к пародии, это заметно даже на внешнем уровне – режиссёрский шарфик, дымящаяся сигарета в руке, резкие жесты, общая нервозность, взвизгивающие интонации…

И текст роли – скорее не текст вовсе, а подробный сценарий, который допускает импровизацию.  Несмотря на свою масочную, дельартовскую природу, персонаж вызывает сочувствие зрителя. Максим  даже маску умудряется наделять характером и судьбой.

Другой персонаж  Максима Студеновского князь Мышкин напротив сделан психологически точно до самых мелочей.  Максим избавил Мышкина от шлейфа мистических качеств, навязанных ему театром и кинематографом, и вернул ему человеческую природу. Ничто человеческое этому Льву Николаевичу не чуждо, он вовсе не мессия, и даже не проповедник: все истории — притчи рассказанные им в доме Епанчиных смотрятся, не как наставления, а как повествование увлечённого рассказчика.

Мышкин в исполнении Студеновского —  вовсе не блаженный и не юродивый, он чуткий и ранимый человек. При том, что спектакль вполне можно отнести к игровому типу театра…

Максим умеет балансировать между психологизмом и условностью, между драмой и фарсом сохраняя

Maksim4

при этом чистоту жанра.

Есть такое понятие  — актёр «с темой». Так говорят об актёре, когда он через все роли проносит какую-то глобальную личную тему.

В случае с Максимом, тема может быть любой, но что-то должно быть обязательно. Персонаж Максима должен быть неравнодушным, рефлексирующим, сомневающимся…

Анастасия Мордвинова

Фото  Ивана Кротова, Александры Спириной, Полины Собатович

comments powered by HyperComments
Анастасия
2011-01-22 00:37:10
К курсу Г.Козлова всегда особое внимание. Интересно с чем это связано?
gjpbnbdyfz
2011-01-22 10:21:06
Возможно, потому, что это - ЯВЛЕНИЕ, которое трудно не заметить )))
Наталия
2011-01-24 00:04:36
Спасибо авторам за статью! Курс Козлова,"Мастерская" Козлова....его актёры...это прорыв в современном театральном мире...это свежий ветер..это будущее нашего театра.. Несомненно весь коллектив как на подбор...но совсем не удивительно,что многие критики и просто любители театра выделяют молодого, талантливого актёра Максима Студеновского. Я видела его в трёх спектаклях..и на сцене учебного театра и на сцене театра на Народной улице... Максим Студеновский-это серьёзная заявка на большого мастера! Браво,Максим!
Филипп
2011-01-24 15:07:40
Я не понимаю этот феномен. Курс Козлова для меня нарочито раздут. Говорят, он безбожно пьёт!
irina
2011-01-24 22:53:27
Возможно, Вы правы...только какая разница - кто пьет, кто не пьет, у всех свои слабости, пороки и радости) Как сей факт может повлиять на Ваше отношение к кому бы то ни было как к творческой персоне? ))
Екатерина
2011-01-25 11:21:38
Безусловно, Максим один из лучших артистов труппы. А ребята в целом под руководством такого мастера как Г.М. Козлов, представляют собой мощный ответ современной безвкусице, которую можно сейчас наблюдать в очень многих театрах. Виват театру "Мастерская"!!! А все эти мелочные злые комментарии - лишь буйство завистников. Ведь именно они являются одним из показателей успеха.