Москва-Петушки-Балтийский дом, или Жолдак больше не устраивает сценических киносеансов.

184ba971e1424e5485a9651eb197 Новый спектакль Андрея Жолдака на сцене театра-    фестиваля «Балтийский дом» – во многом умелое и  сильное заигрывание с режиссером Някрошюсом.  Думается, вовсе даже не из-за того, что в главной роли  знаменитый литовский Отелло и Фауст – Владас Багдонас  (хотя и поэтому тоже). Жолдак  намеренно меняется  стилистически, темпоритмически, оставаясь притом  внутри привычного ему, созданного им самим,  театрального пространства. В «Москве-Петушках» больше зрительской свободы, режиссер уже не «хватает за горло», обрушивая на зрителей неподъемный груз ошеломляющих театральных аттракционов, его спектакль произошел действительно из глубины снов. Удивительно, но Жолдак не отказывается от текстуальных форм, напротив – усиленно работает с произведением Ерофеева, насыщая его собственными шаловливо-хлесткими и всегда правдивыми словесными опусами.

02gfkk_b

Исчезающая конкретика временного пространства сменяется едва уловимой связью эпох: советские бутылочные этикетки и мент  в форме двухтысячных, день рожденья Венички, стилизованный под екатерининскую эпоху и ретро-романсы Ивана Козловского – игривым скромным фоном. Время неинтересно, важна исследовательская работа режиссера над личностью. Теперь он совсем по Фон Триеровски затягивает зрителя в атмосферу единения человека с природой в поиске своего истинного, глубинного «я».  Шум полиэтиленовых волн и шепот чучела лисы, музы-соблазнительницы в белых одеяньях, индейцы с каноэ, без разбору поражающие своими стрелами,  наконец, сам Ерофеев, пересекающий сценическую «местность» на привязи у собственного разума (Леонид Алимов): психоделический реализм Жолдака налицо.joldak_А еще Жолдак больше не устраивает сценических киносеансов, вместо привычного видео в режиме он-лайн, всевидящее черно-белое око на видеопроекции в верхнем левом углу сценической коробки. Хитрости с камерой лишь несколько раз за спектакль, легким пунктиром. Здесь снова «ангельская» тематика, созвучная с текстом Ерофеева и творчески цитирующая самого Жолдака. Вспомнить, например, показанную на прошлогоднем «Балтийском доме» «Жизнь с идиотом», где лейтмотив ангела напряженно и чувственно тянулся через весь спектакль. Только ангелы у Жолдака разные, общей чертой – лишь женский облик. В румынском спектакле воплощение небес отчаянно лирично, молчаливые истерики – душа-ангел бьется рыбой об лед, причиной тому – явная неприспособленность к суровой реальности. Ангелок в «Москве-Петушках» (Наталья Парашкина) - видавшая виды крепкая и одновременно легкая бабенка, она и «Беломор» покурит и на райских качелях с умным видом 240195прокатится. У нее хоть и крылья за спиной, но на земле она стоит твердо, недаром обута в резиновые сапожки. Актерский ансамбль в «Петушках» работает слаженно, почти гладко, работы яркие, каждая сама по себе практически бенефис.В целом, действительно, похоже на новый творческий период режиссера, или просто это был очередной его слишком долгий, красочный и сбывшийся сон.

Ирина Токмакова

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Ирина Токмакова

    Юля, сравните «Петушки» с «Кармен. Исход», «Федра. Золотой колос», «Москва. Психо», да даже «Жизнью с идиотом», Вам не кажется, что Жолдак, совсем иначе изобретает свою сценическую материю, абсолютно по-другому относится к тексту, к соотношению текста-актерской игры-музыкального сопровождения? Похоже даже на своеобразное возвращение к истокам, по крайней мере стилистика Харьковского периода Жолдака здесь очевидна. А аттракционы… да без них какой Жолдак?! =) Согласна с Вами абсолютно!

  2. Юля

    а почему новый период в творчестве? потому что меньше аттракционов? по-моему, их полно в этом спектакле.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения